Интернет. Компьютер. Помощь. Советы. Ремонт

История банковской системы италии. Банковская система италии Структура банковской системы

Кризис 30-х гг. серьезно затронул банковскую систему, что вынудило государство про­извести национализацию значительной части банков и сфор­мировать в качестве высших органов кредитной системы два института - Межминистерский комитет по кредитам и сбереже­ниям и Центральный эмиссионный банк - Банк Италии. Второй уровень кредитной системы представлен коммерческими бан­ками и специализированными кредитные учреждениями.

Современной банковской системе Италии присущи свои особенности.

Во-первых , значительна доля участия государст­венного сектора (на такие банки приходится 35% депозитов, 35% кредитов и 40% служащих в банковской сфере). Присутст­вие государства в банковском секторе проявляется в двух фор­мах: обеспечение кредита, которое было отменено в 1983 г., и обязательство использовать определенную долю своих активов в виде земельных, сельскохозяйственных и движимых облига­ций. Последнее касается теперь только земельных и сельскохо­зяйственных облигаций, их обязательная доля снизилась до 4,5%. Присутствие государства в банковском секторе усилива­ется политизацией, так как назначение на руководящие посты банков происходит в соответствии с правилом так называемой по­литической «сортировки». Например, президентом «Банко нацио­нале дел Раворо» является социалист, президент «Банко ди Сицилия» - республиканец, а президент «Банко ди Наполи» - социал-демократ.

Во-вторых , банки и кредитные учреждения делятся на ин­ституты краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного кре­дитования. Институты краткосрочного кредитования включают шесть основных групп: государственные кредитные учрежде­ния, преимущественно коммерческие банки, кредитующие крупные фирмы; банки национальных интересов, осуществ­ляющие широкий круг банковских операций; негосударствен­ные коммерческие банки, имеющие большое количество отде­лений и обслуживающие средних и мелких предпринимателей и частных клиентов; сберегательные кассы, деятельность кото­рых связана с частной клиентурой и ограничена рамками опре­деленной территории; ремесленные и сельскохозяйственные институты, народные или кооперативные банки, предназна­ченные для финансирования мелких и средних предприятий промышленного и сельскохозяйственного производства; спе­циализированные кредитные институты, предоставляющие в основном инвестиционные займы предприятиям.

Для институтов средне- и долгосрочного кредитования ха­рактерна узкая специализация (промышленность, сельское хо­зяйство, ипотечное кредитование, кредитование средних и мелких предпринимателей). Характер специализации определя­ет срок кредита. Большинство этих институтов государственные и полугосударственные. Они формируют свои капиталы за счет эмиссии займов и депозитов. Наиболее распространены учреж­дения краткосрочного кредита, насчитывающие более 1000 кре­дитных учреждений.

Итальянская банковская система всегда испытывала боль­шую конкуренцию со стороны сберегательных касс, которые хотя и не являются универсальными, остаются очень сильными конкурентами в своей сфере деятельности, что является еще одной особенностью системы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Банковская система Италии весьма специфична -- в отличие от других капиталистических стран традиционные разделения между государственным и частным правом и между рыночной и планируемой экономикой не могут быть заложены в ее основу. Это во многом объясняется историческим развитием банковской системы этого государства.

Сложившаяся еще в начале XX в. двухуровневая кредитно-банковская система Италии продолжает существовать и в настоящее время. Первый ее уровень -- центральный банк -- Банк Италии, второй уровень представлен коммерческими и специализированными банками.

На вершине пирамиды кредитных учреждений находится Банк Италии. Он выступает и в качестве посредника в сфере кредитования, и в качестве банка банков; кроме того, он осуществляет эмиссию денег и контролирует деятельность других банков.

Банк д"Италия -- центральный банк Итальянской республики. Правовое положение этого банка не урегулировано каким-либо отдельным законом: его права и обязанности зафиксированы в многочисленных нормативных актах, принятых в разное время. Банк д"Италия был образован в 1893 г. в результате слияния трех крупных банков: Banco Nazionale Renio, Banco Nazionale Toscana и Banco Toscana di Credito per le nazionale induatrie. Первоначально Банк д"Италия имел форму частноправовой компании. С момента основания Центробанк Италии является эмиссионным банком (до 1926 г. эмиссию денег наравне с центральным банком осуществляли Banco di Napoli и Banco di Cizilia, а с 1926 г. Банк д"Италия становится монополистом).

В 1926 г. в ходе реорганизации итальянской системы кредитных учреждений Банк д"Италия был поставлен во главе банковской системы. На него были возложены контрольные функции. Банк может давать правительству конкретные рекомендации по вопросам валютно-финансовой политики согласно закону от 7 марта 1938 г. Капитал банка составляет 300 млн. лир: он представляет 300 тыс. акций, каждая по 1000 лир; акции должны быть оплачены полностью. Акции в капитале Банка д"Италия являются именными и могут принадлежать лишь:

сберегательным кассам;

кредитным учреждениям публичного права и национальным страховым обществам;

страховым учреждениям.

Необходимо отметить, что контроль за банковской системой Италии осуществляется непосредственно Центральным Банком без делегирования полномочий какой-либо организации.

Собственно банковскую систему Италии составляют "обычные кредитные банки", осуществляющие краткосрочное кредитование (сроком до 18 месяцев). Закон подразделяет кредитные банки на следующие категории:

государственные (публично-правовые) банки;

банки национальных интересов;

обычные банки;

кооперативные банки;

сберегательные и ссудные банки 1-го класса;

сельскохозяйственные и ремесленные банки;

отделения иностранных банков в Италии;

центральные кредитные учреждения.

Основным источником средств обычных кредитных банков являются поступления на текущие счета. Кредит предоставляется в виде банковской ссуды.

Характерной чертой этих банков является то, что все они имеют форму фондов (исключение составляет Banco Nazionale del Lavoro, принявший форму ассоциации). Первоначально капитал этих кредитных учреждений формируется за счет пожертвований частных лиц или переводов, поступающих от правительства и других государственных органов (учреждений), и за счет удержания прибыли. Часть прибыли отводится на финансирование общественно полезной илиблаготворительной деятельности, а также направляется на нужды здравоохранения или культуры. Состав руководящих органов этих банков наилучшим образом отражаетих публичный характер. Например, председатели Советов директоров этих банков назначаются декретом министра казначейства. Кроме того, на заседаниях Совета директоров присутствует представитель банковского контрольного органа (Банка Италии): он следит за соответствием решений Совета распоряжениям центрального банка.

В своей посреднической деятельности публично-правовые (государственные) банки используют те же приемы, что и банки частного сектора.

В свою очередь, операции публично-правовых банков осуществляютсячерез широкую сеть коммуникаций внутри страны, черезих отделения и филиалы за рубежом и через систему специального кредитования, охватывающую множество отраслей экономики. В категорию публично-правовых банков входят шесть банков: Banco Napoli, Banco di Sizilia, Banco Nazionale del Lavoro, Istituto bancario San Paolo di Turino, Monte dei Paschi Siena, Banco di Sardenia.

Государственные кредитные учреждения (19,3% депозитов, 19,3% кредитов и 23% штата служащих) являются собственностью государства (среди них и очень старые банки, например, Monte dei Paschi di Sienna, недавно созданные). В эту же группу входит самый крупный итальянский банк, созданный в 1913 г. -- Banca nazionale del Lavoro. Присутствие государства в банковском секторе усиливается в отличие от других стран политизацией при назначении на руководящие посты; согласно правилу так называемой политической "сортировки" партии распределяют между собой посты: место президента Banco nazionale del Lavoro принадлежит социалистам, место президента Вапсо di Sicilia -- республиканцам, а Вапсо di Napoli -- социал-демократам. Иное распределение наблюдается в высшем управленческом персонале банков.

Три банка национальных интересов (БНИ) -- это второй вид участия государства в банковском секторе (11,4% депозитов, 14% кредитов и 17,5% штата служащих), которые являются собственностью Istituto per la ricostruzione industriale -- IRI, в свою очередь являющегося собственностью государства. Государство приобрело их в результате крупной финансовой реформы. Согласно банковскому закону 1936 г. банки были разделены на занимающиеся кредитованием движимого имущества, инвестиционные и депозитные. Таким образом, три БНИ стали депозитными банками.

Несмотря на то, что директора БНИ имели ярко выраженные политические симпатии, они часто демонстрировали свою независимость от любых партий, в отличие от "государственных кредитных учреждений".

К порядку организации банков национальных интересов предъявляются особые требования: во-первых, устав такого банка должен быть утвержден декретом министра казначейства, изданным после проведения консультаций с межминистерским комитетом по кредитованию и сбережениям; во-вторых, акции этих банков заносятся в специальный реестр и могут быть записаны только на имя итальянских граждан декретом Президента 1965 г. (это ограничеие было снято для граждан других стран ропейского Сообщества); в-третьих, назначение директоров таких банков должно быть подтверждено Банком Италии. Представитель Центрального банка присутствует на заседаниях Совета директоров.

Традиционно банкам национальных интересов принадлежит особая роль в развитии экономической деятельности частного сектора, поскольку через разветвленную сеть своих отделений эти банки предоставляли многочисленные и разнообразные финансовые услуги. Кроме того, банки национальных интересов всегда играли ведущую роль в развитии внешнеэкономической деятельности итальянских предприятий.

БНИ являются: Банко ди Рома, Банка Коммерчиале Итальяна и Кредите Итальяно.

Обычные кредитные банки -- это юридические лица частного права; чаще всего они имеют форму компании.

Активные и пассивные операции этой категории банков не слишком отличаются от аналогичных операций публично-правовых банков и банков национальных интересов. Отличие заключается лишь в составе держателей акций банков этой категории: следовательно, существует и иная система контроля за их деятельностью.

По характеру осуществляемых операций кооперативные народные банки схожи с обычными банками. Кооперативные банки освобождены от контроля, установленного для других видов кооперативных товариществ.

Основное отличие кооперативных банков заключается в том, что капитал кооперативного банка должен быть распределен между определенным количеством его членов; причем их не может быть меньше 400 (это правило установлено законом 1983 г. и декретом президента). Величина пая каждого из участников такого банка не может быть меньше суммы, устанавливаемой в зависимости от совокупной величины капитала банка (обычно величина одного пая составляет 15 млн. лир). Независимо от количества паев каждый участник банка имеет на общем собрании членов банка один голос.

Небольшие кооперативные банки в основном занимаются финансированием мелких местных предприятий. Операции более крупных кооперативных банков во многом схожи с операциями обычных банков.

Сберегательные банки -- это юридические лица публичного права. Сберегательные банки учреждались в виде фондов или ассоциаций. Коллегиальным органом, управляющим ассоциацией -- сберегательным банком является общее собрание участников ассоциации, во главе сберегательного банка -- фонда стоит Совет директоров. Как в ассоциациях, так и в фондах ответственность за осуществление операций лежит на Совете директоров. Председателя и заместителя председателя Совета директоров назначает министр казначейства по предложению Банка Италии.

На сберегательные банки распространяется специальное правовое регулирование. Эти банки обычно предоставляют кредит под обеспечение недвижимости, учет векселей ограничивается векселями с двойным акцептом. Ссуды предоставляются под обеспечение ценных бумаг правительства или ценных бумаг, гарантии по которым предоставили государственные органы. Помимо краткосрочных ссуд, некоторые сберегательные банки осуществляют средне- и долгосрочное кредитование через специальные подразделения этих банков.

С 1980 г. правовое положение сберегательных банков претерпело существенные изменения. Они затронули внутреннюю структуру сберегательных банков. Так, ответственностьза общую стратегию деятельности банка была возложена на Наблюдательный совет; управление банком осуществляет Комитет по управлению банком. Кроме того, сберегательный банк обязан выпускать денежные документы и распространять их среди министров. В 1986 г. эти изменения коснулись около 2/3 всех сберегательных банков Италии.

Крупнейшими сберегательными банками Италии являются: Касса ди Риспармио делле Провинция Ломбарде, Касса ди Риспармио ди Корино и Касса ди Риспармио ди Верона, Виченца е Беллуно.

Ссудные банки 1-го класса похожи на сберегательные банки: они предоставляют ссуды под залог движимого имущества. Ссудные банки подразделяются на две категории: ссудные банки 1-го и 2-го класса. Если первые осуществляют те же операции, что и сберегательные банки, то вторые подпадают под действие специального законодательства, им предоставлено право предоставлять авансы под обеспечение и давать ссуду под залог, а также предоставлять личные ссуды под залог, составляющий 1/5 от общей суммы заработка ссудополучателя. Пассивные операции обеих категорий ссудных банков осуществляются посредством вкладов. Прибыли ссудных банков распределяются по следующей схеме: 0,9 совокупного дохода идет на пополнение резервных фондов банков, 0,1 дохода -- на благотворительные цели.

На 31 декабря 1985 г. в Италии насчитывалось 79 сберегательных банков и восемь ссудных банков 1-го класса.

Сельскохозяйственные и ремесленные банки -- это кооперативные банки с ограниченной либо с неограниченной ответственностью. Их деятельность имеет четко выраженный местный характер. Обычно подразделения этих банков располагаются в небольших городах (в соответствии с территориальным принципом банковской деятельности). Такие банки осуществляют свою деятельность на основе принципа целевого специализированного кредитования. Они принимают вклады как от своих участников, так и от третьих лиц, однако совокупный объем вкладов, поступивших от третьих лиц, не может превышать 25% общей суммы вкладов. Помимо краткосрочного кредитования, такие банки могут осуществлять средне- и долгосрочное кредитование в пределах, установленных специальным законодательством.

Сельскохозяйственные и ремесленные банки с неограниченной ответственностью обязаны инвестировать по меньшей мере 10% их вкладов в государственные ценные бумаги или в облигации, обеспеченные закладной под недвижимость и сельскохозяйственные кредитные учреждения. Если речь идет о банках с ограниченней ответственностью, то на эти цели идет по крайней мере 20% вкладов.

Центральные кредитные учреждения -- это корпорации, создаваемые банками различных категорий. Кредитные учреждения выполняют многообразные функции -- от оказания финансовой и технической помощи до координации деятельности банков. В частности, центральные кредитные учреждения направляют средства своих вкладчиков -- акционеров на приобретение ценных бумаг и предоставление займов.

Финансовая и техническая помощь включает в себя также учет ценных бумаг, инкассирование векселей, участие в проведении подписки на ценные бумаги и размещение этих ценных бумаг. Центральные кредитные учреждения осуществляют также централизованное управление выпуском векселей, производимых каждой категорией банков.

В настоящее время в Италии пять центральных кредитных учреждений.

Специальные кредитные учреждения предоставляют средне- и долгосрочные кредиты (на срок свыше 18 месяцев. Среднесрочными считаются кредиты, предоставляемые на срок свыше 12 месяцев).

Средства специальных кредитных учреждений формируются за счет вкладов, передаваемых этим учреждениям на срок не менее 18 месяцев, а также за счет выпуска бумаг с фиксированным процентом дохода. Специальные кредитные учреждения осуществляют средне- и долгосрочное кредитование под обеспечение.

Заемщики специальных кредитных учреждений зачастую пользуются субсидиями, предоставленными правительством под процентные ставки.

В соответствии с законом о банковской деятельности 1936 г. все учреждения системы средне- и долгосрочного кредитования объединены в одну группу -- "Специальные кредитные учреждения", без учета существующих между ними различий. Для того чтобы провести различие между кредитными учреждениями этой системы, можно воспользоваться такими критериями, как правовая форма, географические пределы деятельности и выполняемые функции.

В зависимости от правовой формы специальные кредитные учреждения подразделяются на следующие категории:

1) юридические лица публичного права, в том числе: специальные кредитные подразделения банков -- юридических лиц публичного права, наделенные собственной правосубъектностью;

2) корпорации, обычно учреждаемые банками;

3) специальные кредитные подразделения банков -- юридических лиц публичного права и сберегательных банков,не наделенные собственной правосубъектностью, но имеющие отдельный капитал.

Большинство специальных кредитных учреждений прямо или косвенно относится к государственному сектору -- либо по своей правовой форме, либо в силу того, что контрольный пакет акций принадлежит государству или его органам.

По данным на кое 1985 г. в Италии было 91 специальное кредитное учреждение.

Государственное регулирование банковской системы в Италии осуществляется в первую очередь путем принятия нормативных актов, регламентирующих банковскую деятельность кредитных учреждений.

В систему органов, осуществляющих контроль за работой банковской системы Италии, входят:

межминистерский Комитет по кредитованию и сбережениям;

министр казначейства;

Центральный банк Италии;

председатель правления (управляющий) Центрального банка Италии.

Межминистерский Комитет состоит из министра казначейства, министров: общественных работ, сельского хозяйства и лесов, промышленности и торговли, внешней торговли, чрезвычайного вмешательства в дела юга Италии, участия государства во владении акциями. Председатель правления (управляющий) Центрального банка участвует в заседаниях комитета.

Межминистерский Комитет принимает решения по всем вопросам, связанным с осуществлением кредитования и хранением сбережений. Министр казначейства (он же председатель межминистерского Комитета) принимает во внимание мнение Межминистерского Комитета, решая вопросы кредитования и осуществляя контроль за деятельностью банков.

Решения межминистерского Комитета, адресуемые Центральному банку Италии и ее управляющему, имеют форму директив.

Министр казначейства проводит решения комитета в жизнь и отвечает за его деятельность перед парламентом. Кроме того, когда обстоятельства требуют принятия срочных мер, министр казначейства имеет право принимать решения по вопросам, рассмотрение которых находится в пределах компетенции межминистерского Комитета.

Центральный банк Италии -- исполнительный орган межминистерского Комитета, инструмент для проведения в жизнь его решении. Центральный банк имеет право обращаться с предложениями, связанными с работой финансовой системы и вопросами кредитования, в межминистерский Комитет.

Председатель правления (управляющий) Центрального банка Италии обеспечивает согласование политики в сфере кредитования с практической деятельностью по управлению банковской деятельностью.

Присутствие государства долго выражалось в двух принудительных мерах, которые итальянское правительство навязывало банкам: обеспечение кредита и обязательство использовать определенный процент своих активов в виде земельных, сельскохозяйственных и движимых облигаций, а обеспечение кредита было отменено в 1983 г. Обязательный процент использования банковских активов в виде облигаций снизился до 4,5% и касается теперь только земельных и сельскохозяйственных облигаций.

Свои функции по контролю за банковской системой Банк Италии осуществляет в соответствии с принятым в 1991 г. законом, предусматривающим, в частности, запрещение неофициальной кредитной деятельности и нелегального приема вкладов под проценты. Наряду с этим Банк Италии проводит большую работу по выявлению различных подлогов, афер и финансовых махинаций, случаев сокрытия некоторыми банками реальных масштабов деятельности и сокрытия их от налоговых служб. Важным аспектом его деятельности стала борьба с мафией и прочими формами организованной преступности, прежде всего в банковской и финансовой сфере. В этой сфере Банк Италии тесно сотрудничает с министерством финансов, Национальным валютным управлением, финансовой полицией, Национальнымбюро по борьбе с мафией, а также с другими государственными и общественными организациями.

По соглашению с Национальным валютным управлением в рамках совместной программы в 1992--1993 гг. Банк Италии провел выборочную проверку более 400 банковских организаций, включая их филиалы и отделения в четырех регионах Южной Италии, где наиболее сильна организованная преступность. В 1993--1994 гг. Национальное валютное управление провело собственную инспекцию 29 банков.

Наряду с проверкой возможностей и фактов нелегальной ссуды денег проверялась законность выполнения основных посреднических функций, в том числе по операциям с ценными бумагами финансовых и холдинговых компаний, инвестиционных фондов и т. п. За 1991--1993 гг. было проведено 543 банковские инспекции, в результате которых Банк Италии с санкции министерства финансов возбудил 213 дел о нарушении государственных законов или административных постановлений.

В период между 30 июня 1990 г. и 30 июня 1994 г. за нарушения законов и постановлений 22 банка были подвергнуты специальным административным мерам наказания, 11 -- принудительно ликвидированы. Из 33 банков, по которым были открыты дела, 24 банка размещались на юге Италии. Слабая действенность многих мер наказания (включая ограничения на использование наличности, технологического оборудования банков и т.д.) вызвала необходимость принятия в 1992 г. совместно с министерством финансов более жестких административных санкций, после чего компетентным судебным органам было передано 80 новых уголовных дел.

Представителей банка Италии приглашают в качестве посредников для разбора крупных финансовых нарушений. Экспертизы, разработки или совершенствования правовых норм по финансовой деятельности. Банк активно сотрудничает с Национальным валютным управлением -- число совместных мер по контролю финансовой системы увеличилось с 139 в 1992 г. до 273 в 1993 г. и до 206 за девять месяцев 1994 г.

Сотрудники Банка Италии участвуют в уголовных расследованиях, финансовой и технической экспертизе (118 случаев в 1992--1994 гг.). Особенно большую экспертную и техническую помощь Банк Италии оказывает Национальному бюро по борьбе с мафией в расследовании крупных экономических преступлений. Налажен постоянный обмен информацией с национальным бюро по борьбе с мафией.

Банк Италии работает также в тесном контакте с финансовой полицией, прежде всего при рассмотрении нарушений законодательных норм финансовыми компаниями. В 1993 г. финансовой полиции был направлен список 187 компаний Южной Италии, уличенных в незаконных ссудах,а в 2008 123 компании.

Подобные документы

    Банковская система как совокупность национальных банков и других кредитных учреждений в составе экономики государства. Функции банковской системы, ее элементы. Двухуровневая банковская система в России. Количественные характеристики банковского сектора.

    доклад , добавлен 24.11.2014

    Возникновение и развитие банков, их сущность. Банковская система: понятие, признаки, модели. Функции и роль банков в экономике страны. Центральные банки. Коммерческие банки. Виды банков в РФ и организационно-экономические основы их функционирования.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2008

    Банковская система: понятие и общая характеристика. Отличие банка от небанковской кредитной организации. Роль и значение Центрального и коммерческих банков на рынке банковских услуг. Специфика правового положения центрального кредитного учреждения.

    реферат , добавлен 27.01.2016

    История возникновения и развития банков и кредитно-денежных отношений. Сущность банковской системы. Банки как элементы банковской системы. Банковская система Республики Таджикистан. Капитал кредитных организаций. Сущность кредитно-денежной политики.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2015

    Становление денежно-кредитных отношений в мире. Двухуровневая банковская система, её развитие и функционирование в Украине, положительные черты и недостатки. Методы решения проблем банковского сектора с применением опыта ведущих зарубежных стран.

    курсовая работа , добавлен 14.07.2011

    Признаки и общая характеристика банковских систем. Современная банковская система в России. Классификация банков, их базовые функции. Состав и сущность отдельных элементов банковской системы. Различия между распределительной и рыночной системами.

    контрольная работа , добавлен 26.05.2010

    Кредитно-банковская система и ее структура. Функции кредитно-банковской системы в Республике Беларусь. Механизм влияния кредитно-банковской системы на экономику. Проблемы и перспективы развития национальной банковской системы республики Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2008

    Понятие, цели, типы построения банковской системы. Место и назначение небанковских кредитных организаций, особенности их правового положения. Иностранный капитал в банковской системе. Резервная система РФ. Роль коммерческих банков в экономике страны.

    реферат , добавлен 01.04.2009

    Определение понятия "банковская система", ее место в кредитно-денежном механизме страны. Специфика деятельности коммерческого банка как кредитора и заемщика. Описание основных функций банков в финансовой системе и их роль в современной экономике.

    реферат , добавлен 04.10.2012

    Виды, функции, операции, коммерческих банков. Проблема их ликвидности. Финансовая поддержка экспорта как важное направление кредитования. Динамика срочных депозитов населения. Банковская деятельность в Беларуси и ее регулирование на современном этапе.

Банковская система Италии 3


7. 1. Структура банковской системы

Банковское дело в Италии зародилось в Риме и было организо­вано по образу и подобию греческого. Аргентарии или мензарии, проводившие операции по приему денежных вкладов, пе­реводу денежных средств, выдаче простых и ипотечных ссуд, организации и проведении аукционов, появились уже в III в. до нашей эры. Дома Опиев и Игнациев осуществляли свои операции на территории от Македонии до Геркулесовых Стол­бов. Особенно банковская деятельность утвердилась в конце Средних веков и в период Возрождения в Венеции и Флоренции, где помимо коммерческих банков осуществляли свою деятель­ность общественные банки (1156-1171), занимавшиеся переводом средств со счетов и получившие название жиробанков. Первым таким банком стал Венецианский банк «Monte Nuovo». Банки представляли собой собственно общественные учреждения, при­нимавшие налоги и производившие некоторые банковские опера­ции, и подразделялись на «светские горы» (Montes provant) и «го­ры», учрежденные для борьбы с ростовщичеством и находив­шиеся под покровительством духовенства (Montes pietatis).

Дальнейшее развитие банков привело к участию государства в их деятельности. В 1401 г. путем слияния многих товариществ - кредиторов правительства был образован знаменитый Банк св. Георгия в Генуе, ставший кредитором Республики. В каче­стве капитала ему были уступлены таможенные и другие госу­дарственные доходы. Банк пользовался большими привилегия­ми - Генуэзский дожь (мэр) при своем вступлении в должность должен был присягать, что он обязуется защищать само­стоятельность банка и способствовать его процветанию. С 1463 по 1505 гг. папой римским Банку было предоставлено право от­лучить от Церкви неисправимых должников. И только в 1675 г. этот банк стал жиробанком.

В это же время начинают появляться и первые кредитные учреждения, в частности, в 1473 г. появились первые ломбарды, предоставлявшие ссуды под залог частным лицам. А в 1587 г. был открыт в Венеции государственный жиробанк «Banco di Rielto» Впоследствии развитие банковской системы происходи­ло за счет появления новых жиробанков и депозитных коммер­ческих банков, возникновения сберегательных касс, ипотечных и деловых банков, создания сети кредитно-финансовых учреж­дений. В 1893 г. появляется Итальянский национальный банк, ко­торый получает право монопольной эмиссии банкнот (с 1926 г.) и начинает выполнять функции центрального банка страны.

Основные черты современной банковской системы Италии сформировались в 20-30 гг. XIX вв. Кризис 30-х гг. серьезно затронул банковскую систему, что вынудило государство про­извести национализацию значительной части банков и сфор­мировать в качестве высших органов кредитной системы два института - Межминистерский комитет по кредитам и сбереже­ниям и Центральный эмиссионный банк - Банк Италии. Второй уровень кредитной системы представлен коммерческими бан­ками и специализированными кредитные учреждениями.

сфере). Присутст­вие государства в банковском секторе проявляется в двух фор­мах: обеспечение кредита, которое было отменено в 1983 г., и обязательство использовать определенную долю своих активов в виде земельных, сельскохозяйственных и движимых облига­ций. Последнее касается теперь только земельных и сельскохо­зяйственных облигаций, их обязательная доля снизилась до 4,5%. Присутствие государства в банковском секторе усилива­ется политизацией, так как назначение на руководящие посты банков происходит в соответствии с правилом так называемой по­литической «сортировки». Например, президентом «Банко нацио­нале дел Раворо» является социалист, президент «Банко ди Сицилия» - республиканец, а президент «Банко ди Наполи» - социал-демократ.

Во-вторых, банки и кредитные учреждения делятся на ин­ституты краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного кре­дитования. Институты краткосрочного кредитования включают шесть основных групп: государственные кредитные учрежде­ния, преимущественно коммерческие банки, кредитующие крупные фирмы; банки национальных интересов, осуществ­ляющие широкий круг банковских операций; негосударствен­ные коммерческие банки, имеющие большое количество отде­лений и обслуживающие средних и мелких предпринимателей и частных клиентов; сберегательные кассы, деятельность кото­рых связана с частной клиентурой и ограничена рамками опре­деленной территории; ремесленные и сельскохозяйственные институты, народные или кооперативные банки, предназна­ченные для финансирования мелких и средних предприятий промышленного и сельскохозяйственного производства; спе­циализированные кредитные институты, предоставляющие в основном инвестиционные займы предприятиям.

специализации определя­ет срок кредита. Большинство этих институтов государственные и полугосударственные. Они формируют свои капиталы за счет эмиссии займов и депозитов. Наиболее распространены учреж­дения краткосрочного кредита, насчитывающие более 1000 кре­дитных учреждений.

что является еще одной особенностью системы.

С конца 70-х гг. усилился процесс приватизации банковской системы, хотя доля государства еще остается значительной. Например, в 1988 г. был приватизирован «Медиобанк». В ре­зультате 50% его капитала принадлежит частным лицам, 25% - банкам национальных интересов и 25% - государству.

В последние годы Банки Италии стали проводить политику внешнего развития, особенно в направлении Франции и Германии, а итальянский рынок стал доступным для вложений иностранных банков.

Глава 7 БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА ИТАЛИИ
7. 2. Центральный банк (Банк Италии)

большими пол­номочиями. В его функции входят:

Обеспечение нормального функционирования кредитной системы Италии;

Разработка основных направлений кредитной политики и контроль за ее осуществлением;

Контроль за всеми важными структурными изменениями в банковской системе: открытием новых кредитных учреж­дений, отзывом лицензий; с одобрения комитета происхо­дит принятие уставов банками, внесение изменений в них, назначение на руководящие посты;

Осуществление контроля за деятельностью Банка Италии, разработка основных рекомендаций для его деятельности.

Несмотря на множественность функций. Комитет не име­ет права осуществлять непосредственный контроль за кре­дитной системой. Данная функция делегирована централь­ному банку.

Межминистерским комитетом по кредитам и сбережениям управляет председатель, который является министром казна­чейства. Членами комитета выступают министр общественных работ, министр промышленности, министр сельского хозяйст­ва, министр внешней торговли, министр бюджета и экономиче­ского программирования, министр финансов. В работе Коми­тета принимает участие Управляющий Банком Италии.

Административно Межминистерский комитет связан с ка­значейством. Эта связь вытекает из того, что при Главном управлении казначейства имеется Инспекторат по контролю и наблюдению за денежным обращением, который совместно с секретариатом Комитета занимается технической разработкой проектов его решений и устанавливает необходимые контакты с государственными учреждениями и кредитными институтами.

Центральным банком выступает Банк Италии, созданный в 1893 г. и являющийся с 1926 г. единым эмиссионным центром страны. Уже с 1893 г. Банк Италии имеет тесные отношения с государством, хотя и является юридическим лицом - частным акционерным обществом. С 1895 г. ему было передано ведение операций казначейства. В 1926 г. Банк получил право контроля над кредитной системой и курсом лиры. С 1936 г. он стал «банком банков». В настоящее время в организационном плане Банк Ита­лии - центральный эмиссионный банк, публично-правовое уч­реждение с капиталом, состоящим из 300000 именных паев, ко­торые поделены между государственными и полугосударственны­ми учреждениями, такими, как сберегательные кассы, публично правовые институты, банки национальных интересов, институ­ты социального обеспечения, страховые учреждения. Практиче­ски он же является государственным институтом.

Банк Италии осуществляет исполнительную власть в денеж­но-кредитной сфере и является влиятельным экономическим учреждением в области государственного регулирования эко­номики. Административно он подчинен казначейству, в облас­ти же кредитной политики следует рекомендациям Межмини­стерского комитета по кредитам и сбережениям.

но не входят политические деятели. Управляющий выбирает Комитет Высшего совета, со­стоящий из управляющего, генерального директора, его замес­тителя и 4 директоров. Управляющий, генеральный директор и его заместитель должны быть одобрены советом министров и утверждены президентом страны и могут быть отозваны в лю­бое время.

В Италии законодательно задачи Банка Италии сформули­рованы лишь в общих чертах. Основными его функциями явля­ются следующие:

Эмиссия кредитных денег.

Аккумуляция и хранение официальных золотовалютных резервов; резервы составляют 5% активов центрального банка (34905 млн долл.) и состоят в основном из ЭКЮ, СДР (125 млн долл.). Несмотря на уход золота из обраще­ния, оно составляет немалую долю в золотых резервах - 2592 т, причем за последнее десятилетие эта цифра не из­менилась.

и казначейства. По­ступления и расходы обеспечиваются казначейством, а Банк лишь регистрирует их.

Банк предоставляет кредиты кредитным учреждениям и пра­вительству. Правительство имеет возможность неограниченно получать льготные кредиты, условия которых устанавливают­ся законом единовременно или ежегодно. В то же время ре­финансирование кредитных учреждений ограничено.

Банк осуществляет контроль за деятельностью кредитных учреждений. Эти полномочия ему делегированы Межми­нистерским комитетом и осуществляются они непосредст­венно Банком Италии при поддержке Ассоциации италь­янских банков. Межминистерский комитет отвечает в ос­новном за общий надзор в сфере кредитной политики и защите сберегательных вкладов, Центральный банк готовит проекты решений и предложений по вопросам надзора по резолюциям Комитета, устанавливает его правила и сам непосредственно осуществляет надзор как в документар­ной, так и в дистанционных формах. В его полномочия также входят контроль и инспектирование деятельности банков, осуществление регистрации кредитных учрежде­ний, обеспечение нормального функционирования кре­дитной системы в целом. Национальная комиссия по кон­тролю за финансовыми компаниями и фондовой биржей контролирует деятельность кредитно-финансовых учреж­дений на рынке ценных бумаг. Основные принципы над­зорной деятельности в Италии сформулированы в новом Законе о банках (1993 г.). В нем определены статус орга­нов банковского и финансового надзора, процедура осу­ществления надзора и прямого управления банком, если он оказывается в затруднительном финансовом положе­нии. Для осуществления надзора за этими группами бан­ков была разработана концепция объединенного надзора.

Банк осуществляет денежно-кредитную политику, основные направления которой определяются совместно с казначей­ством и Комитетом, а претворяются в жизнь самостоятель­но Банком Италии. Банк ведет постоянное наблюдение за динамикой денежной массы и принимает необходимые ме­ры по ее регулированию на основе целевых ориентиров. Ос­новными инструментами денежно-кредитной политики вы­ступают учетная политика, операции на открытом рынке (особенно операции репо), политика минимальных обяза­тельных резервов. Для Италии характерна высокая норма минимальных резервов (до 25%), причем эти обязательства для Банка Италии платные. Особенностью является и то, что резервы распространяются на значительную часть пас­сивов баланса банка.

Банк занимается организацией безналичных расчетов. Операции Банка Италии представляют собой операции по привлечению денежных средств (пассивные) по их размещению (активные). К пассивным относятся эмиссия банкнот, вклады кредитных учреждений, правительства, иностранных банков, капитал и резервы. Основной активной операцией выступает переучет векселей со сроком погашения не более 4 месяцев. Прямой учет векселей частной клиентуры в Италии центральным банком запрещен. Банк осуществляет вьщачу кредитов под залог государственных ценных бумаг, облигаций ипотечных кредитных учреждений, залоговых свидетельств со сроком не более 4 меся­цев, проводит инвестиции в государственные ценные бумаги.

Глава 7 БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА ИТАЛИИ
7. 3. Коммерческие банки

Коммерческие банки Италии относятся к группе институтов краткосрочного кредитования. По закону они не имели права кредитовать на сроки свыше 18 месяцев. Но через посредниче­ство банков долго- и среднесрочного кредитования под прикрытием краткосрочных биржевых контрактов этот закон бла­гополучно обходится и банки выдают кредиты практически на любой срок. В связи с этим коммерческие банки носят универ­сальный характер, хотя в 1936 г. была предпринята попытка их специализации, в результате которой появились банки движи­мого имущества, инвестиционные банки и депозитные.

К депозитным банком относятся прежде всего три банка на­циональных интересов со своими филиалами, которые явля­ются собственностью IRI (Институт реконструкции промыш­ленности). На них приходится около 11% депозитов, 12,1% креди­тов банковской сферы. Депозитные банки делятся на 5 категорий:

самые крупные, в их число входит 5 банков; крупные, пред­ставленные пятью банками; средние (11 банков); мелкие (20 банков) и 194 самых мелких банка.

К банкам движимого имущества относят 5 банков, которые непосредственно конкурируют со своими государственными аналогами, так как в основе своей они частные. К ним относят «Сеционе» (Sezione), «Институте ди кредите фондарио» (Institute di credito fondario), «Едифицио» (Edifizio), «Аграрио мобилиане» (Agrario mobiliane).

К инвестиционным банкам относятся, государственные и по­лугосударственные банки, осуществляющие среднесрочное и долгосрочное кредитование промышленности, мелких и сред­них фирм, а также инфраструктуры страны. Среди них «Инсти­туте Мобильяре Итальяно», «Мидибанк», «Эфибанко, «Медиок-редито», «Исвеймер», «Ирфис», «Чис». Для Италии характерны инвестиционные банки второго типа, базирующиеся на сме­шанной форме собственности или государственной и предпо­лагающие не только кредитование промышленности, но и пра­вительственных программ.

государства, и региональные банки, в создании которых немалую роль играют обязательства государства по стимулированию развития отдель­ных регионов. И во-вторых, банки, в которых государство при­нимает опосредованное участие. К ним относятся банки, яв­ляющиеся собственностью государственного Института рекон­струкции промышленности.

В целом коммерческие банки могут быть представлены в следующих видах.

«Банко национале дел Лаворо» (Banco nationale del Lavoro), имеющий ряд филиалов, в том числе филиал «Банко Тибурти-на» (Banco Tiburtina); 7 специальных секций (Сеционе); банк «Finanziarta italiana di partecipazioni»; банк наличных средств (EFIBANCA); 18 лизинговых обществ; 28 обществ по факто­рингу; 35 отделений и 10 банков-филиалов за границей.

«Институте Сан Паоло ди Торино» (Istituto San Paolo di Torino), который объединяет 2 филиала коммерческих банков (Banco Lariano, Banco provintiale Lombarda), 2 инвестиционных банка, общество по продаже финансовой продукции, 2 общест­ва по управлению портфелем ценных бумаг, 4 филиала по про­ведению лизинговых операций, филиал по факторингу, 8 отде­лений и 4 банка за границей.

Региональные банки «Банко ди Наполи» (Banko di Napoli);

«Банко ди Сицилия» (Banco di Sizilia), «Монте дел Паши ди Сиенна» (Banco del Pasxhi di Sienna), «Банко ди Сардиния» (Banco di Sardegna).

Три банка национальных интересов (БИН): «Банко соммерциале Италиано» (коммерческий банк Италии), который, объе­диняет при обычных условиях мажоритарного владения кали-талом 2 коммерческих банка, участвует в капитале «Медиобанка» (на него приходится около 18% капитала), имеет филиал по факторингу, лизингу, по управлению ценными бумагами, а также 9 филиалов за границей, в том числе участвует в банке «Зюдамерис» (SudAMERIS) (48% капитала); Банк Рима (Banco di Roma) и «Средито Италиано» (Credito Italiano).

Помимо государственных и полугосударственных банков выделяют частные банки, среди которых наиболее известный «Амбровенето» (Ambroveneto). В целом же их насчитывается около 100. Доля частных банков, называемых банками обыч­ного кредита, долгое время сокращалась в результате расшире­ния государственного сектора, но несмотря на это на них приходится 24% депозитов и около 26% кредитов всей банковской сферы. Частные банки становятся жертвой слияний и погло­щения как национальными, так и иностранными банками. Из вновь созданных частных банков можно назвать «Банко Амбро-зиано», который впоследствии разорился, «Новый Банк Амбро-зиано» (NAB), поглотивший «Банко Катголика дел Венето» (Католический банк Венеции), в результате чего появилась ча­стная итальянская группа, являющаяся 10-й по размеру активов согласно-национальной классификации банков.

Глава 7 БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА ИТАЛИИ
7. 4 Специализированные банки

Итальянская банковская система достаточно многообразна и включает в себя помимо коммерческих банков ряд специализированных банков. Наиболее многочисленна (129) группа народ­ных банков (banco popular). Их клиентами выступают ремес­ленники и сельскохозяйственные работники. Такие банки обра­зуют сеть взаимного и кооперативного кредита. В правовом отношении на них распространяются положения, установлен­ные для кооперативных учреждений, в частности, ограничен размер паев участников, каждый участник может пользоваться только одним голосом независимо от размеров пая. Несмотря на значительное количество таких банков, их роль невелика. Основными конкурентами народных банков выступают сбере­гательные кассы, пользующиеся большим доверием у сельско­хозяйственной клиентуры. Народные "банки объединены в два синдиката: Национальная ассоциация и Техническая ассоциа­ция. Их объединяет своеобразный Центральный банк, который выполняет обычные функции для таких организаций.

Деловые банки представлены немногочисленной группой, что объясняется неразвитостью биржи, финансового рынка и боль­шой мощью государственного сектора. Деловые банки дейст­вуют на различных финансовых рынках как за свой счет, так и от имени какой-либо третьей стороны и управляют имущест­вом частных лиц и предприятий. Они специализируются либо на деятельности, связанной с ценными бумагами и их рынка­ми, либо выступают как финансовые институты, либо выпол­няют операции, характерные для коммерческих банков.

Наиболее крупным деловым банком является «Медиобанк» (Mediobanca), капитал которого делится между тремя банками национальных интересов и частными владельцам. Причем ча­стные акционеры имеют те же полномочия, что и банки благо­даря одинаковому количеству административных должностей. «Медиобанк» относится к институтам средне- и долгосрочного кредитования и участвует в промышленном капитале. С 1989 г. он частично приватизирован. Помимо этого банка можно на­звать «Евромобильяре» (Euromobiliare) и общество «Прайм-Ме-риел фонде» (Prim^ Menei funds SPA).

«Институте Мобильяре Итальяно», оМидибанк», «Эфибанк».

Италия долгое время была страной, где открытие иностран­ных банков было строго регламентировано. Начиная с 1985 г. эти препятствия были сняты, что привело к проникновению иностранных банков, особенно французских и немецких, и к открытию новых филиалов. В то же время итальянские банки также расширяют сеть своих зарубежных филиалов.

Особая роль в банковской системе Италии принадлежит сбе­регательным кассам, занимающимся аккумуляцией мелких сбе­режений. Первая сберегательная касса появилась в Италии в 1822 г. и в основе имела австрийскую модель. Основной зада­чей сберегательных касс было поощрение сбережений простых людей. Впоследствии они распространились по всем провинци­ям. К 1927 г. их насчитывалось уже 204, но затем начинается процесс слияния, что привело к их значительному сокраще­нию. В настоящее время сберегательных касс около 80, и они подразделяются на 5 категорий: самые крупные (1), крупные (2), средние, мелкие, самые мелкие.

прием вкладов, расчетные безналичные операции, краткосроч­ное кредитование, что дает возможность им быть реальными конкурентами коммерческих банков.

Деятельность сберегательных касс регламентирована уставами:

например, им запрещено заниматься спекулятивными операция­ми, а по инвестициям требуются гарантии. Они не могут выдавать заемщику кредит, превышающий пятую часть их резервов.

лиц. В обоих случаях предсе­датель совета назначается министром финансов.

Структура системы сберегательных касс основана на двое­властии. С одной стороны, они подчиняются профессиональ­ному объединению - Ассоциации сберегательных касс Италии (ACRJ), являющейся официальным представителем их интере­сов и осуществляющей консультационные услуги и услуги об­щего характера. С другой стороны, сберегательные кассы ад­министративно подчиняются Кредитному институту сберега­тельных касс Италии, в функции которого входит, в частности, использование средств, не находящих применения. Он выпол­няет функцию центрального банка для сберкасс, занимается объединением их средств путем вложения в ценные бумаги, рефинансированием сберкасс и других финансовых государст­венных учреждений. Помимо этого выделяют Федеральный ин­ститут сберегательных касс, являющийся собственником двух касс Венеции. Он был создан по причине специфики касс, иг­рающих большую роль в финансировании сельского хозяйства. Его задачей являются координация и рефинансирование дея­тельности касс в этой сфере.

Основной тенденцией в развитии сберегательных касс, на­метившейся в 1990 г., стали их дальнейшее слияние и превра­щение в банки, в результате чего происходит изменение структуры капитала. Наиболее крупная сберегательная касса в настоящее время - «CARJPLO» - сберегательная касса провинции Ломбардия, которая одновременно является и самой крупной в ми­ре. Она насчитывает около 440 филиалов, треть из которых имеют прямые связи с заграницей.

Кроме банков, как таковых, в Италии существует широкая сеть финансовых учреждений. Их особенностью является то, что в качестве ресурсов они могут использовать либо собствен­ный капитал, либо займы финансового рынка. В качестве ак­тивных операций для них характерны предоставление специа­лизированных кредитов и операции с ценными бумагами, до­ходы от которых пополняют собственные фонды. Чаще всего подобные учреждения создавались целенаправленно. Среди та­ких финансовых учреждений можно выделить:

основными из которых являются филиалы «Медиобанка», Экспортно-импортного бан­ка, «Интербанка», предоставляющие среднесрочные и долго­срочные кредиты. В эту же группу входят и разнообразные уч­реждения по финансированию промышленных и торговых предприятий - «Институте Мобильяре», входящие в разряд уч­реждений специализированного кредитования. Они обладакгг различным статусом. Среди них самым значительным является «Институте Мобильяре Итальяно» - ИМИ, занимающийся средне- и долгосрочным кредитованием под залог недвижимо­сти. Не во многом уступает ему и группа «Медиокредита», спе­циализирующаяся на финансировании экспорта. Однако ее от­носят к группе учреждений, занимающихся движимой собст­венностью. Учреждения долевого участия, кроме того, могут, выступать как общественные и частные организации. Все они - организации «венчурного капитала», пользующиеся налоговыми льготами. Примером является «Медиокредито централе», спе­циализирующаяся на долевом участии в мелких и средних предприятиях.

Депозитно-консигнационные (ссудные) кассы. Центром итальянской почтовой сберегательной системы и системы поч­товых текущих счетов выступает «Касса ди депозит е престижити» (Cassa di deposit е prestititi). Она выпускает ценные бумаги и принимает депозиты от юридических лиц, предоставляет кре­диты местным коллективам и ведет текущие счета некоторых местных юридических лиц.

Учреждения сельскохозяйственного кредита. В Италии имеется ряд региональных и национальных организаций, вы­полняющих функцию кредитования сельского хозяйства, в ча­стности, некоторые коммерческие банки и сберегательные кас­сы имеют специальные отделы аграрного кредита. Например Неаполитанский и Сицилийский банки, «Банко ди Сардинья», являющиеся сельскохозяйственными банками. В то же время имеются и другие организации, а также федеральные институ­ты сельскохозяйственного кредита.

и Сицилийский банки, а также общественные организации национального уровня, в ча­стности «Институте Итальяно ди кредите эдифацио»,и регио­нального - «Пьемонт-Валле д Аоста». Кроме того, существуют специальные организации по финансированию общественных работ, чаще всего это автономные отделения крупных финан­совых учреждений.

Внешнеторговые банки, среди которых особой известно­стью пользуются «Медиокредито централе», созданный в 1952 г. для кредитования внешней торговли. Он располагает дотаци­онными фондами, пополняемыми казначейством.

Учреждения потребительского кредита. Еще в период Средневековья в Италии появились общества религиозного по­виновения, кредитовавшие бедняков под движимый залог. Первоначально такие ссуды были беспроцентьши. В настоящее время в Италии существует 8 ссудных касс, которые основаны на тех же принципах, что и сберегательные, и подчиняются тем же правилам.

Современная банковская система Италии продолжает разви­ваться. Появившиеся тенденции к денационализации ведут к дальнейшему расширению видов специализированных кредит­ных учреждений, увеличению количества коммерческих банков, изменению их структуры и объема операций.


БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА ИТАЛИИ
1. Структура банковской системы

Банковское дело в Италии зародилось в Риме и было организовано по образу и подобию греческого. Аргентарии или мензарии, проводившие операции по приему денежных вкладов, переводу денежных средств, выдаче простых и ипотечных ссуд, организации и проведении аукционов, появились уже в III в. до нашей эры. Дома Опиев и Игнациев осуществляли свои операции на территории от Македонии до Геркулесовых Столбов. Особенно банковская деятельность утвердилась в конце Средних веков и в период Возрождения в Венеции и Флоренции, где помимо коммерческих банков осуществляли свою деятельность общественные банки (1156-1171), занимавшиеся переводом средств со счетов и получившие название жиробанков. Первым таким банком стал Венецианский банк «Monte Nuovo». Банки представляли собой собственно общественные учреждения, принимавшие налоги и производившие некоторые банковские операции, и подразделялись на «светские горы» (Montes provant) и «горы», учрежденные для борьбы с ростовщичеством и находившиеся под покровительством духовенства (Montes pietatis ).
Дальнейшее развитие банков привело к участию государства в их деятельности. В 1401 г. путем слияния многих товариществ - кредиторов правительства был образован знаменитый Банк св. Георгия в Генуе, ставший кредитором Республики. В качестве капитала ему были уступлены таможенные и другие государственные доходы. Банк пользовался большими привилегиями - Генуэзский дожь (мэр) при своем вступлении в должность должен был присягать, что он обязуется защищать самостоятельность банка и способствовать его процветанию. С 1463 по 1505 гг. папой римским Банку было предоставлено право отлучить от Церкви неисправимых должников. И только в 1675 г. этот банк стал жиробанком.
В это же время начинают появляться и первые кредитные учреждения, в частности, в 1473 г. появились первые ломбарды, предоставлявшие ссуды под залог частным лицам. А в 1587 г. был открыт в Венеции государственный жиробанк «Banco di Rielto» Впоследствии развитие банковской системы происходило за счет появления новых жиробанков и депозитных коммерческих банков, возникновения сберегательных касс, ипотечных и деловых банков, создания сети кредитно-финансовых учреждений. В 1893 г. появляется Итальянский национальный банк, который получает право монопольной эмиссии банкнот (с 1926 г.) и начинает выполнять функции центрального банка страны.
Основные черты современной банковской системы Италии сформировались в 20-30 гг. XIX вв. Кризис 30-х гг. серьезно затронул банковскую систему, что вынудило государство произвести национализацию значительной части банков и сформировать в качестве высших органов кредитной системы два института - Межминистерский комитет по кредитам и сбережениям и Центральный эмиссионный банк - Банк Италии. Второй уровень кредитной системы представлен коммерческими банками и специализированными кредитные учреждениями.
Современной банковской системе Италии присущи свои особенности. Во-первых, значительна доля участия государственного сектора (на такие банки приходится 35% депозитов, 35% кредитов и 40% служащих в банковской сфере). Присутствие государства в банковском секторе проявляется в двух формах: обеспечение кредита, которое было отменено в 1983 г., и обязательство использовать определенную долю своих активов в виде земельных, сельскохозяйственных и движимых облигаций. Последнее касается теперь только земельных и сельскохозяйственных облигаций, их обязательная доля снизилась до 4,5%. Присутствие государства в банковском секторе усиливается политизацией, так как назначение на руководящие посты банков происходит в соответствии с правилом так называемой политической «сортировки». Например, президентом «Банко национале дел Раворо» является социалист, президент «Банко ди Сицилия» - республиканец, а президент «Банко ди Наполи» - социал-демократ.
Во-вторых, банки и кредитные учреждения делятся на институты краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного кредитования. Институты краткосрочного кредитования включают шесть основных групп: государственные кредитные учреждения, преимущественно коммерческие банки, кредитующие крупные фирмы; банки национальных интересов, осуществляющие широкий круг банковских операций; негосударственные коммерческие банки, имеющие большое количество отделений и обслуживающие средних и мелких предпринимателей и частных клиентов; сберегательные кассы, деятельность которых связана с частной клиентурой и ограничена рамками определенной территории; ремесленные и сельскохозяйственные институты, народные или кооперативные банки, предназначенные для финансирования мелких и средних предприятий промышленного и сельскохозяйственного производства; специализированные кредитные институты, предоставляющие в основном инвестиционные займы предприятиям.
Для институтов средне- и долгосрочного кредитования характерна узкая специализация (промышленность, сельское хозяйство, ипотечное кредитование, кредитование средних и мелких предпринимателей). Характер специализации определяет срок кредита. Большинство этих институтов государственные и полугосударственные. Они формируют свои капиталы за счет эмиссии займов и депозитов. Наиболее распространены учреждения краткосрочного кредита, насчитывающие более 1000 кредитных учреждений.
Итальянская банковская система всегда испытывала большую конкуренцию со стороны сберегательных касс, которые хотя и не являются универсальными, остаются очень сильными конкурентами в своей сфере деятельности, что является еще одной особенностью системы.
С конца 70-х гг. усилился процесс приватизации банковской системы, хотя доля государства еще остается значительной. Например, в 1988 г. был приватизирован «Медиобанк». В результате 50% его капитала принадлежит частным лицам, 25% - банкам национальных интересов и 25% - государству.
В последние годы Банки Италии стали проводить политику внешнего развития, особенно в направлении Франции и Германии, а итальянский рынок стал доступным для вложений иностранных банков.
2. Центральный банк (Банк Италии)
Высшим органом кредитной системы является государственный институт - Межминистерский комитет по кредитам и сбережениям, созданный в 1947 г. и представляющий собой так называемое мини-правительство, наделенное большими полномочиями. В его функции входят:
обеспечение нормального функционирования кредитной системы Италии;
разработка основных направлений кредитной политики и контроль за ее осуществлением;
контроль за всеми важными структурными изменениями в банковской системе: открытием новых кредитных учреждений, отзывом лицензий; с одобрения комитета происходит принятие уставов банками, внесение изменений в них, назначение на руководящие посты;
санкционирование всех предписаний, определяющих нормы и правила деятельности кредитных учреждений, эмиссию ценных бумаг;
осуществление контроля за деятельностью Банка Италии, разработка основных рекомендаций для его деятельности.
Несмотря на множественность функций. Комитет не имеет права осуществлять непосредственный контроль за кредитной системой. Данная функция делегирована центральному банку.
Межминистерским комитетом по кредитам и сбережениям управляет председатель, который является министром казначейства. Членами комитета выступают министр общественных работ, министр промышленности, министр сельского хозяйства, министр внешней торговли, министр бюджета и экономического программирования, министр финансов. В работе Комитета принимает участие Управляющий Банком Италии.
Административно Межминистерский комитет связан с казначейством. Эта связь вытекает из того, что при Главном управлении казначейства имеется Инспекторат по контролю и наблюдению за денежным обращением, который совместно с секретариатом Комитета занимается технической разработкой проектов его решений и устанавливает необходимые контакты с государственными учреждениями и кредитными институтами.
Центральным банком выступает Банк Италии, созданный в 1893 г. и являющийся с 1926 г. единым эмиссионным центром страны. Уже с 1893 г. Банк Италии имеет тесные отношения с государством, хотя и является юридическим лицом - частным акционерным обществом. С 1895 г. ему было передано ведение операций казначейства. В 1926 г. Банк получил право контроля над кредитной системой и курсом лиры. С 1936 г. он стал «банком банков». В настоящее время в организационном плане Банк Италии - центральный эмиссионный банк, публично-правовое учреждение с капиталом, состоящим из 300000 именных паев, которые поделены между государственными и полугосударственными учреждениями, такими, как сберегательные кассы, публично правовые институты, банки национальных интересов, институты социального обеспечения, страховые учреждения. Практически он же является государственным институтом.
Банк Италии осуществляет исполнительную власть в денежно-кредитной сфере и является влиятельным экономическим учреждением в области государственного регулирования экономики. Административно он подчинен казначейству, в области же кредитной политики следует рекомендациям Межминистерского комитета по кредитам и сбережениям.
Во главе Банка Италии стоит Высший совет, который проводит в жизнь решения Межминистерского комитета. Возглавляет Совет Управляющий, который назначается Высшим советом, куда входят еще 12 директоров, но не входят политические деятели. Управляющий выбирает Комитет Высшего совета, состоящий из управляющего, генерального директора, его заместителя и 4 директоров. Управляющий, генеральный директор и его заместитель должны быть одобрены советом министров и утверждены президентом страны и могут быть отозваны в любое время.
В Италии законодательно задачи Банка Италии сформулированы лишь в общих чертах. Основными его функциями являются следующие:
Эмиссия кредитных денег.
Аккумуляция и хранение официальных золотовалютных резервов; резервы составляют 5% активов центрального банка (34905 млн долл.) и состоят в основном из ЭКЮ, СДР (125 млн долл.). Несмотря на уход золота из обращения, оно составляет немалую долю в золотых резервах - 2592 т, причем за последнее десятилетие эта цифра не изменилась.
Банк является кассиром правительства, в нем имеется счет государства, на котором ведется движение поступлений и выплат. В этом плане существуют определенные разграничения «обязанностей» Банка Италии и казначейства. Поступления и расходы обеспечиваются казначейством, а Банк лишь регистрирует их.
Банк предоставляет кредиты кредитным учреждениям и правительству. Правительство имеет возможность неограниченно получать льготные кредиты, условия которых устанавливаются законом единовременно или ежегодно. В то же время рефинансирование кредитных учреждений ограничено.
Банк осуществляет контроль за деятельностью кредитных учреждений. Эти полномочия ему делегированы Межминистерским комитетом и осуществляются они непосредственно Банком Италии при поддержке Ассоциации итальянских банков. Межминистерский комитет отвечает в основном за общий надзор в сфере кредитной политики и защите сберегательных вкладов, Центральный банк готовит проекты решений и предложений по вопросам надзора по резолюциям Комитета, устанавливает его правила и сам непосредственно осуществляет надзор как в документарной, так и в дистанционных формах. В его полномочия также входят контроль и инспектирование деятельности банков, осуществление регистрации кредитных учреждений, обеспечение нормального функционирования кредитной системы в целом. Национальная комиссия по контролю за финансовыми компаниями и фондовой биржей контролирует деятельность кредитно-финансовых учреждений на рынке ценных бумаг. Основные принципы надзорной деятельности в Италии сформулированы в новом Законе о банках (1993 г.). В нем определены статус органов банковского и финансового надзора, процедура осуществления надзора и прямого управления банком, если он оказывается в затруднительном финансовом положении. Для осуществления надзора за этими группами банков была разработана концепция объединенного надзора.
Банк осуществляет контроль за валютным обращением, курсом лиры, введением европейской валютной единицы - «евро». Уже в 1997 г. в Италии введено в оборот 0,5 млрд «евро».
Банк осуществляет денежно-кредитную политику, основные направления которой определяются совместно с казначейством и Комитетом, а претворяются в жизнь самостоятельно Банком Италии. Банк ведет постоянное наблюдение за динамикой денежной массы и принимает необходимые меры по ее регулированию на основе целевых ориентиров. Основными инструментами денежно-кредитной политики выступают учетная политика, операции на открытом рынке (особенно операции репо), политика минимальных обязательных резервов. Для Италии характерна высокая норма минимальных резервов (до 25%), причем эти обязательства для Банка Италии платные. Особенностью является и то, что резервы распространяются на значительную часть пассивов баланса банка.
Банк занимается организацией безналичных расчетов. Операции Банка Италии представляют собой операции по привлечению денежных средств (пассивные) по их размещению (активные). К пассивным относятся эмиссия банкнот, вклады кредитных учреждений, правительства, иностранных банков, капитал и резервы. Основной активной операцией выступает переучет векселей со сроком погашения не более 4 месяцев. Прямой учет векселей частной клиентуры в Италии центральным банком запрещен. Банк осуществляет вьщачу кредитов под залог государственных ценных бумаг, облигаций ипотечных кредитных учреждений, залоговых свидетельств со сроком не более 4 месяцев, проводит инвестиции в государственные ценные бумаги.
и т.д.................

Банковской системе Италии присущи свои особенности. Во–первых, значительна доля участия государственного сектора (на такие банки приходится 35% депозитов, 35% кредитов и 40% служащих в банковской сфере). Присутствие государства в банковском секторе проявляется в двух формах: обеспечение кредита, которое было отменено в 1983 г., и обязательство использовать определенную долю своих активов в виде земельных, сельскохозяйственных и движимых облигаций. Последнее касается теперь только земельных и сельскохозяйственных облигаций, их обязательная доля снизилась до 4,5%. Присутствие государства в банковском секторе усиливается за счет политизации, так как назначение на руководящие посты банков происходит в соответствии с правилом так называемой политической «сортировки». Например, президентом «Банко национале дел Раворо» является социалист, президент «Банко ди Сицилия» – республиканец, а президент «Банко ди Наполи» – социал–демократ.

Во–вторых, банки и кредитные учреждения делятся на институты краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного кредитования. Институты краткосрочного кредитования включают шесть основных групп: государственные кредитные учреждения, преимущественно коммерческие банки, кредитующие крупные фирмы; банки национальных интересов, осуществляющие широкий круг банковских операций; негосударственные коммерческие банки, имеющие большое количество отделений и обслуживающие средних и мелких предпринимателей и частных клиентов; сберегательные кассы, деятельность которых связана с частной клиентурой и ограничена рамками определенной территории; ремесленные и сельскохозяйственные институты, народные или кооперативные банки, предназначенные для финансирования мелких и средних предприятий промышленного и сельскохозяйственного производства; специализированные кредитные институты, предоставляющие в основном инвестиционные займы предприятиям.

Для институтов средне– и долгосрочного кредитования характерна узкая специализация (промышленность, сельское хозяйство, ипотечное кредитование, кредитование средних и мелких предпринимателей). Характер специализации определяет срок кредита. Большинство этих институтов – государственные и полугосударственные. Они формируют свои капиталы за счет эмиссии займов и депозитов. Наиболее распространены учреждения краткосрочного кредита, насчитывающие более 1000 кредитных учреждений.



Итальянская банковская система всегда испытывала большую конкуренцию со стороны сберегательных касс, которые хотя и не являются универсальными, остаются очень сильными конкурентами в своей сфере деятельности.

Высшим органом кредитной системы является государственный институт – Межминистерский комитет по кредитам и сбережениям, созданный в 1947 г. и представляющий собой так называемое мини–правительство, наделенное большими полномочиями.

В его функции входят:

· обеспечение нормального функционирования кредитной системы Италии;

· разработка основных направлений кредитной политики и контроль за ее осуществлением;

· контроль за всеми важными структурными изменениями в банковской системе: открытием новых кредитных учреждений, отзывом лицензий; с одобрения комитета происходит принятие уставов банками, внесение изменений в них, назначение на руководящие посты;

· санкционирование всех предписаний, определяющих нормы и правила деятельности кредитных учреждений, эмиссию ценных бумаг;

· осуществление контроля за деятельностью Банка Италии, разработка основных рекомендаций для его деятельности.

Несмотря на множественность функций, Комитет не имеет права осуществлять непосредственный контроль за кредитной системой. Данная функция делегирована центральному банку.

Межминистерским комитетом по кредитам и сбережениям управляет председатель, который является министром казначейства. Членами комитета выступают министр общественных работ, министр промышленности, министр сельского хозяйства, министр внешней торговли, министр бюджета и экономического программирования, министр финансов. В работе Комитета принимает участие Управляющий Банком Италии.

Административно Межминистерский комитет связан с казначейством. Эта связь вытекает из того, что при Главном управлении казначейства имеется Инспекторат по контролю и наблюдению за денежным обращением, который совместно с секретариатом Комитета занимается технической разработкой проектов его решений и устанавливает необходимые контакты с государственными учреждениями и кредитными институтами.

Банк Италии – центральный эмиссионный банк, публично–правовое учреждение с капиталом, состоящим из 300 тыс. именных паев, которые поделены между государственными и полугосударственными учреждениями, такими, как сберегательные кассы, публично–правовые институты, банки национальных интересов, институты социального обеспечения, страховые учреждения. Практически Банк является и государственным институтом.

Банк Италии осуществляет исполнительную власть в денежно–кредитной сфере и выступает влиятельным экономическим учреждением в области государственного регулирования экономики. Административно он подчинен казначейству, в области кредитной политики следует рекомендациям Межминистерского комитета по кредитам и сбережениям.

Во главе Банка Италии стоит Высший совет, который проводит в жизнь решения Межминистерского комитета. Возглавляет Совет Управляющий, который назначается Высшим советом, куда входят еще 12 директоров, исключая политических деятелей. Управляющий выбирает Комитет Высшего совета, состоящий из управляющего, генерального директора, его заместителя и четырех директоров. Управляющий, генеральный директор и его заместитель должны быть одобрены советом министров и утверждены Президентом страны и могут быть отозваны в любое время.

В Италии законодательно задачи Банка Италии сформулированы лишь в общих чертах. Основными его функциями являются следующие:

· Эмиссия кредитных денег.

· Аккумуляция и хранение официальных золотовалютных резервов; резервы составляют 5% активов центрального банка (34 905 млн долл.) и состоят в основном из экю, СДР (125 млн. долл.). Несмотря на уход золота из обращения, оно составляет немалую долю в золотых резервах – 2592 т, причем за последнее десятилетие эта цифра не изменилась.

· Банк является кассиром правительства, в нем имеется счет государства, на котором ведется движение поступлений и выплат. В этом плане существуют определенные разграничения «обязаностей» Банка Италии и казначейства. Поступления и расходы обеспечиваются казначейством, а Банк лишь регистрирует их.

· Банк предоставляет кредиты кредитным учреждениям и правительству. Правительство имеет возможность неограниченно получать льготные кредиты, условия которых устанавливаются законом единовременно или ежегодно. В то же время рефинансирование кредитных учреждений ограничено.

· Банк осуществляет контроль за деятельностью кредитных учреждений. Эти полномочия ему делегированы Межминистерским комитетом и осуществляются они непосредственно Банком Италии при поддержке Ассоциации итальянских банков. Межминистерский комитет отвечает в основном за общий надзор в сфере кредитной политики и защите сберегательных вкладов.

· Центральный банк готовит проекты решений и предложений по вопросам надзора по резолюциям Комитета, устанавливает его правила и сам непосредственно осуществляет надзор, как в документарной, так и в дистанционных формах. В его полномочия также входят контроль и инспектирование деятельности банков, осуществление регистрации кредитных учреждений, обеспечение нормального функционирования кредитной системы в целом. Национальная комиссия по контролю за финансовыми компаниями и фондовой биржей контролирует деятельность кредитно–финансовых учреждений на рынке ценных бумаг. Основные принципы надзорной деятельности в Италии сформулированы в новом Законе о банках (1993 г.). В нем определены статус органов банковского и финансового надзора, процедура осуществления надзора и прямого управления банком, если он оказывается в затруднительном финансовом положении. Для осуществления надзора за этими группами банков была разработана концепция объединенного надзора.

· Банк осуществляет контроль за валютным обращением, курсом лиры, введением европейской валютной единицы – евро. В 1997 г. в Италии было введено в оборот 0,5 млрд евро. Банк осуществляет денежно–кредитную политику, основные направления которой определяются совместно с казначейством и Комитетом, а претворяются в жизнь самостоятельно Банком Италии. Банк ведет постоянное наблюдение за динамикой денежной массы и принимает необходимые меры по ее регулированию на основе целевых ориентиров. Основными инструментами денежно–кредитной политики выступают учетная политика, операции на открытом рынке (особенно репо), политика минимальных обязательных резервов. Для Банка Италии характерна высокая норма минимальных резервов (до 25%), причем эти обязательства для него платные. Особенностью является и то, что резервы распространяются на значительную часть пассивов баланса Банка.

· Банк занимается организацией безналичных расчетов.

Операции Банка Италии представляют собой операции по привлечению денежных средств (пассивные) и по их размещению (активные). К пассивным относятся эмиссия банкнот, вклады кредитных учреждений, правительства, иностранных банков, капитал и резервы. Основной активной операцией выступает переучет векселей со сроком погашения не более четырех месяцев. Прямой учет векселей частной клиентуры в Италии центральным банком запрещен. Банк осуществляет выдачу кредитов под залог государственных ценных бумаг, облигаций ипотечных кредитных учреждений, залоговых свидетельств со сроком не более четырех месяцев, проводит инвестиции в государственные ценные бумаги.

Ядром банковской системы Италии выступают шесть банков, так называемые кредитные учреждения, три банка национальных интересов с филиалами и частные банки.

Коммерческие банки Италии относятся к группе институтов краткосрочного кредитования. По закону они не имели права кредитовать на сроки свыше 18 месяцев. Но через посредничество банков долго– и среднесрочного кредитования под прикрытием краткосрочных биржевых контрактов этот закон благополучно обходится и банки выдают кредиты практически на любой срок. В связи с этим коммерческие банки носят универсальный характер, хотя в 1936 г. была предпринята попытка их специализации, в результате которой появились банки движимого имущества, инвестиционные банки и депозитные.

К депозитным банком относятся прежде всего три банка национальных интересов со своими филиалами, которые являются собственностью IRI (Институт реконструкции промышленности). На них приходится около 11% депозитов, 12,1% кредитов банковской сферы. Депозитные банки делятся на пять категорий: самые крупные, в их число входит пять банков; крупные, представленные пятью банками; средние (11 банков); мелкие (20 банков) и 194 самых мелких банка.

К банкам движимого имущества относят пять банков, которые непосредственно конкурируют со своими государственными аналогами, так как в основе своей они частные. К ним относят «Сеционе» («Sezione»), «Институте ди кредито фондарио» («Institute di credito fondario»), «Едифицио» («Edifizio»), «Аграрио мобшшане» («Agrario тоЬШапе»).

К инвестиционным банком относятся государственные и полугосударственные банки, осуществляющие среднесрочное и долгосрочное кредитование промышленности, мелких и средних фирм, а также инфраструктуры страны. Среди них «Институте Мобильяре Итальяно», «Мидибанк», «Эфибанк», «Медиокреди–то», «Исвеймер», «Ирфис», «Чис». Для Италии характерны инвестиционные банки второго типа, базирующиеся на смешанной форме собственности или государственной и предполагающие не только кредитование промышленности, но и правительственных программ.

По форме собственности коммерческие банки являются в основном государственными. При этом выделяют два вида государственных банков. Во–первых, государственные кредитные учреждения, являющиеся прямой собственностью государства, и региональные банки, в создании которых немалую роль играют обязательства государства по стимулированию развития отдельных регионов. И, во–вторых, банки, в которых государство принимает опосредованное участие. К ним относятся банки, являющиеся собственностью государственного Института реконструкции промышленности.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!