Интернет. Компьютер. Помощь. Советы. Ремонт

Память меркурия 1880. Память Меркурия: "Крен, панику, холод плота - забыть не могу". Размещение орудий главного калибра

«Память Меркурия»
до 9 апреля 1883 г. - «Ярославль»
с 25 марта 1907 г. - «Меркурий»
с 28 октября 1915 г. - «Блокшив № 9»

Крейсер «Память Меркурия» в Севастополе на рейде

Служба: Россия Россия
СССР СССР
Класс и тип судна Парусно-винтовой крейсер
Изготовитель «Форже э Шантье Медитеране» (фр.) русск.
Тулон
Заказан к постройке 5 мая 1879 г.
Спущен на воду 10 мая 1880 г.
Выведен из состава флота 9 марта 1932 г.
Статус Разобран на металл 20 сентября 1939 г.
Основные характеристики
Водоизмещение 2997 т
Длина 90,0 м
Ширина 12,5 м
Осадка 6,0 м
Мощность 2450 л. с.
Скорость хода 16,5 узла
Дальность плавания 14 800 морских миль
Вооружение
Артиллерия 6 × 152-мм, 4 × 107-мм,
1 × 44-мм, 2 × 37-мм,
1 × 25,4-мм
Минно-торпедное вооружение 4 подводных 381-мм торпедных аппарата
180 мин заграждения

«Ярославль» , с 9 апреля 1883 года «Память Меркурия» , с 25 марта 1907 года «Меркурий» , с 28 октября 1915 года блокшив № 9 , с 25 декабря 1922 года «Меркурий» - парусно-винтовой крейсер Российского императорского флота , изначально строившийся как вооруженный пароход и служивший на Чёрном море.

История

В связи с кризисом англо-русских отношений в 1878-1879 годах, для пополнения созданного Добровольного флота было разработано задание на проектирование корабля специальной постройки, который в случае войны должен был стать рейдером (крейсером). Предполагалось построить судно водоизмещением около 3200 тонн при мощности механизмов 2500 л. с., которое должно было иметь скорость 14 узлов с возможностью форсированния до 15 узлов в течение шести часов. Проект предусматривал установку двух 178-мм и четырёх 107-мм орудий и одной 229-мм мортиры. Запас угля рассчитывался на 30-дневный переход полным ходом.

В соответствии с данным заданием 5 мая 1879 года Добровольный флот заказал французской верфи «Форже э Шантье Медитеране» (фр.) русск. , расположенной в Тулоне , строительство парохода стоимостью 2,5 млн франков со сроком готовности через 14 месяцев. Судно под названием «Ярославль» было заложено летом 1879 года, наблюдающий корабельный инженер А. П. Торопов, спущено на воду 10 мая 1880 года.

Судно представляло собой стальной одновинтовой трехмачтовый пароход, с железными мачтами и парусным вооружением барка площадью 1480 м², водоизмещением 2997 тонн. Размеры судна составляли: длина - 90,0 м, ширина - 12,5 м, осадка - 6,0 м. Главная машина мощностью 2450 л. с. (форсированная - 2950 л. с.) должна была обеспечить скорость при неполной нагрузке в 16,5 узла, при полном запасе угля - 14 узлов. С этой скоростью корабль должен был пройти под парами 6400 - 6700 миль, а со скоростью 10 узлов - 14 800 миль. Артиллерийское вооружение по новому проекту должно было состоять из пяти 152-мм и одного 203-мм орудий. Благодаря преимущественному применению стали при строительстве, корпус корабля был значительно облегчен, что позволило увеличить запас угля до 1000 тонн, что составляло 30 % водоизмещения.

10 сентября 1880 года пароход под коммерческим флагом с грузом угля для судов Добровольного флота вышел в Одессу, беспрепятственно пройдя Черноморские проливы. Первоначально пароход попытались использовать в коммерческих целях, но изначально построенный для военных целей со слишком мощной и громоздкой энергетической установкой и ограниченной вместимости трюмов он был нерентабельным и приносил убытки. Пароход поставили в консервацию, а затем Морское министерство выкупило его по контрактной стоимости за миллион рублей. 18 апреля 1882 года пароход «Ярославль» в качестве крейсера был зачислен в состав Черноморского флота, а 9 апреля 1883 года переименован в «Память Меркурия».

На крейсере установили менее тяжелую, чем предусматривалось проектом, но более скорострельную артиллерию: шесть 152-мм орудий с длиной ствола в 28 калибров, четыре 107-мм орудия на поворотных станках, 44-мм скорострельную пушку системы Энгстрема, две 37-мм револьверные пушки Гочкиса и 25,4-мм картечницу Пальмкранца. Минно-торпедное вооружение включало четыре поворотных однотрубных 381-мм торпедных аппарата, установленных на станках, подобных орудийным, и до 180 мин заграждения.

В течение длительного времени «Память Меркурия» был не только единственным крейсером, но и самым быстроходным и наиболее мощным среди мореходных кораблей Черноморского флота. В 1880-1890-х годах он периодически служил стационером в турецких портах. В 1887 году на нём совершили капитальную переборку паровой машины.

1 февраля 1892 года корабль был отнесен к подклассу крейсеров 1-го ранга. В 1893-1894 годах крейсер прошел капитальный ремонт в Николаеве. При этом шесть главных котлов заменили новыми и установили первый в русском флоте подводный траверзный 45-см торпедный аппарат. В дальнейшем корабль использовался для испытаний новых образцов торпедного и минного оружия.

К началу ХХ века корабль безнадежно устарел, но поскольку он по-прежнему оставался единственным крейсером флота, то был разработан проект его перевооружения. Однако претворять в жизнь его не стали из-за недостатка средств. Только перед русско-японской войной четыре устаревшие 107-мм пушки заменили 47-мм.

В ходе революции 1905 года корабль единственный раз применялся в бою. Крейсер отражал атаки миноносца «Свирепый» на броненосец «Ростислав» во время восстания в Севастополе.

18 марта 1907 года устаревший крейсер был выведен из боевого состава, разоружен и сдан Севастопольскому порту, а 25 марта 1907 года исключен из состава Черноморского флота.

Во время Первой мировой войны, 28 октября 1915 года корабль был снят с прикола, расконсервирован, переделан в минный блокшив и вновь включен в состав Черноморского флота. в качестве минного блокшива («Блокшив № 9»). На нём же размещался штаб Минной бригады. В годы Первой мировой войны обеспечивал боевые действия кораблей Черноморского флота.

С 16 декабря 1917 года - в составе Красного Черноморского флота. 1 мая 1918 года захвачен в Севастополе немцами, а 24 ноября 1918 года - англо-французскими войсками, и передан их командованием в распоряжение Добровольческой белой армии . 31 марта 1919 года переклассифицирован в транспорт-базу партии траления Морских Сил Юга России. 29 апреля 1919 года взят красными.

24 июня 1919 года вновь захвачен Добровольческой армией и в качестве несамоходной транспортной базы дивизиона подводных лодок вторично включен в состав Морских Сил Юга России. 14 ноября 1920 года оставлен войсками Врангеля при их эвакуации из Севастополя в Стамбул.

В декабре 1920 года включен в состав Морских Сил Чёрного Моря РККФ. 8 августа 1921 года превращен в несамоходную транспорт-мастерскую. 31 августа 1922 года возвращен в подкласс минных блокшивов и передан в состав дивизиона сторожевых катеров и катеров-истребителей. 25 декабря 1922 года вновь переклассифицирован в транстпорт-базу с возвращением названия «Меркурий».

С 1 октября 1929 года находился в резерве. 9 марта 1932 года исключен из списков судов РККФ и передан «Рудметаллторгу» для демонтажа и реализации. Однако разобран не был и использовался Наркомводом в качестве рейдового служебно-вспомогательного плавсредства. 31 августа 1938 года обращен в плавучее нефтехранилище Одесского морского торгового порта.

20 сентября 1939 года исключен из списков плавсредств Наркомата морского флота в связи с передачей Главвторчермету для разделки на металл.

Напишите отзыв о статье "Память Меркурия (1880)"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Память Меркурия (1880)

Да и всё казалось так бесполезно и ничтожно в сравнении с тем строгим и величественным строем мысли, который вызывали в нем ослабление сил от истекшей крови, страдание и близкое ожидание смерти. Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих.
Император, не дождавшись ответа, отвернулся и, отъезжая, обратился к одному из начальников:
– Пусть позаботятся об этих господах и свезут их в мой бивуак; пускай мой доктор Ларрей осмотрит их раны. До свидания, князь Репнин, – и он, тронув лошадь, галопом поехал дальше.
На лице его было сиянье самодовольства и счастия.
Солдаты, принесшие князя Андрея и снявшие с него попавшийся им золотой образок, навешенный на брата княжною Марьею, увидав ласковость, с которою обращался император с пленными, поспешили возвратить образок.
Князь Андрей не видал, кто и как надел его опять, но на груди его сверх мундира вдруг очутился образок на мелкой золотой цепочке.
«Хорошо бы это было, – подумал князь Андрей, взглянув на этот образок, который с таким чувством и благоговением навесила на него сестра, – хорошо бы это было, ежели бы всё было так ясно и просто, как оно кажется княжне Марье. Как хорошо бы было знать, где искать помощи в этой жизни и чего ждать после нее, там, за гробом! Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: Господи, помилуй меня!… Но кому я скажу это! Или сила – неопределенная, непостижимая, к которой я не только не могу обращаться, но которой не могу выразить словами, – великое всё или ничего, – говорил он сам себе, – или это тот Бог, который вот здесь зашит, в этой ладонке, княжной Марьей? Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего то непонятного, но важнейшего!»
Носилки тронулись. При каждом толчке он опять чувствовал невыносимую боль; лихорадочное состояние усилилось, и он начинал бредить. Те мечтания об отце, жене, сестре и будущем сыне и нежность, которую он испытывал в ночь накануне сражения, фигура маленького, ничтожного Наполеона и над всем этим высокое небо, составляли главное основание его горячечных представлений.
Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему. Он уже наслаждался этим счастием, когда вдруг являлся маленький Напoлеон с своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастия других взглядом, и начинались сомнения, муки, и только небо обещало успокоение. К утру все мечтания смешались и слились в хаос и мрак беспамятства и забвения, которые гораздо вероятнее, по мнению самого Ларрея, доктора Наполеона, должны были разрешиться смертью, чем выздоровлением.
– C"est un sujet nerveux et bilieux, – сказал Ларрей, – il n"en rechappera pas. [Это человек нервный и желчный, он не выздоровеет.]
Князь Андрей, в числе других безнадежных раненых, был сдан на попечение жителей.

В начале 1806 года Николай Ростов вернулся в отпуск. Денисов ехал тоже домой в Воронеж, и Ростов уговорил его ехать с собой до Москвы и остановиться у них в доме. На предпоследней станции, встретив товарища, Денисов выпил с ним три бутылки вина и подъезжая к Москве, несмотря на ухабы дороги, не просыпался, лежа на дне перекладных саней, подле Ростова, который, по мере приближения к Москве, приходил все более и более в нетерпение.
«Скоро ли? Скоро ли? О, эти несносные улицы, лавки, калачи, фонари, извозчики!» думал Ростов, когда уже они записали свои отпуски на заставе и въехали в Москву.
– Денисов, приехали! Спит! – говорил он, всем телом подаваясь вперед, как будто он этим положением надеялся ускорить движение саней. Денисов не откликался.
– Вот он угол перекресток, где Захар извозчик стоит; вот он и Захар, и всё та же лошадь. Вот и лавочка, где пряники покупали. Скоро ли? Ну!
– К какому дому то? – спросил ямщик.
– Да вон на конце, к большому, как ты не видишь! Это наш дом, – говорил Ростов, – ведь это наш дом! Денисов! Денисов! Сейчас приедем.
Денисов поднял голову, откашлялся и ничего не ответил.
– Дмитрий, – обратился Ростов к лакею на облучке. – Ведь это у нас огонь?
– Так точно с и у папеньки в кабинете светится.
– Еще не ложились? А? как ты думаешь? Смотри же не забудь, тотчас достань мне новую венгерку, – прибавил Ростов, ощупывая новые усы. – Ну же пошел, – кричал он ямщику. – Да проснись же, Вася, – обращался он к Денисову, который опять опустил голову. – Да ну же, пошел, три целковых на водку, пошел! – закричал Ростов, когда уже сани были за три дома от подъезда. Ему казалось, что лошади не двигаются. Наконец сани взяли вправо к подъезду; над головой своей Ростов увидал знакомый карниз с отбитой штукатуркой, крыльцо, тротуарный столб. Он на ходу выскочил из саней и побежал в сени. Дом также стоял неподвижно, нерадушно, как будто ему дела не было до того, кто приехал в него. В сенях никого не было. «Боже мой! все ли благополучно?» подумал Ростов, с замиранием сердца останавливаясь на минуту и тотчас пускаясь бежать дальше по сеням и знакомым, покривившимся ступеням. Всё та же дверная ручка замка, за нечистоту которой сердилась графиня, также слабо отворялась. В передней горела одна сальная свеча.
Старик Михайла спал на ларе. Прокофий, выездной лакей, тот, который был так силен, что за задок поднимал карету, сидел и вязал из покромок лапти. Он взглянул на отворившуюся дверь, и равнодушное, сонное выражение его вдруг преобразилось в восторженно испуганное.
– Батюшки, светы! Граф молодой! – вскрикнул он, узнав молодого барина. – Что ж это? Голубчик мой! – И Прокофий, трясясь от волненья, бросился к двери в гостиную, вероятно для того, чтобы объявить, но видно опять раздумал, вернулся назад и припал к плечу молодого барина.
– Здоровы? – спросил Ростов, выдергивая у него свою руку.
– Слава Богу! Всё слава Богу! сейчас только покушали! Дай на себя посмотреть, ваше сиятельство!
– Всё совсем благополучно?
– Слава Богу, слава Богу!
Ростов, забыв совершенно о Денисове, не желая никому дать предупредить себя, скинул шубу и на цыпочках побежал в темную, большую залу. Всё то же, те же ломберные столы, та же люстра в чехле; но кто то уж видел молодого барина, и не успел он добежать до гостиной, как что то стремительно, как буря, вылетело из боковой двери и обняло и стало целовать его. Еще другое, третье такое же существо выскочило из другой, третьей двери; еще объятия, еще поцелуи, еще крики, слезы радости. Он не мог разобрать, где и кто папа, кто Наташа, кто Петя. Все кричали, говорили и целовали его в одно и то же время. Только матери не было в числе их – это он помнил.
– А я то, не знал… Николушка… друг мой!
– Вот он… наш то… Друг мой, Коля… Переменился! Нет свечей! Чаю!
– Да меня то поцелуй!
– Душенька… а меня то.
Соня, Наташа, Петя, Анна Михайловна, Вера, старый граф, обнимали его; и люди и горничные, наполнив комнаты, приговаривали и ахали.
Петя повис на его ногах. – А меня то! – кричал он. Наташа, после того, как она, пригнув его к себе, расцеловала всё его лицо, отскочила от него и держась за полу его венгерки, прыгала как коза всё на одном месте и пронзительно визжала.
Со всех сторон были блестящие слезами радости, любящие глаза, со всех сторон были губы, искавшие поцелуя.
Соня красная, как кумач, тоже держалась за его руку и вся сияла в блаженном взгляде, устремленном в его глаза, которых она ждала. Соне минуло уже 16 лет, и она была очень красива, особенно в эту минуту счастливого, восторженного оживления. Она смотрела на него, не спуская глаз, улыбаясь и задерживая дыхание. Он благодарно взглянул на нее; но всё еще ждал и искал кого то. Старая графиня еще не выходила. И вот послышались шаги в дверях. Шаги такие быстрые, что это не могли быть шаги его матери.

Большинству из нас известна история героического боя черноморского 20-пушечного брига «Меркурий» с двумя турецкими линкорами, вдесятеро превосходящими его по своим боевым возможностям, более быстроходными и маневренными. Если не в подробностях, то хотя бы по картинам видного русского художника (правильнее сказать – лучшего мариниста Российской Империи). Речь, конечно, идет об Ованесе Айвазяне, потомке галицийских армян, переехавших из-под Львова в Феодосию, больше знакомого нам как Иван Айвазовский. Вот они – бой брига Меркурий с турецкими кораблями «Селимие» и «Реал-бей» 14 мая 1829 г и бриг при встрече с русской эскадрой (она слева вдалеке видна) на подходах к Севастополю. На второй картине отчетливо видно, насколько сильно повреждены парусное вооружение и корпус.


Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями.
1892г, холст, масло, 212 x 339 см
Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского

[ Гостям не разрешен просмотр вложений ]
Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами. 1848.
Холст, масло. 123х190 см. Государственный Русский музей

Потопить не потопил, но нанес настолько сильные повреждения, что корабли вынуждены были отказаться от боя и погони, встав в дрейф.
Заметим, что в дозоре возле Босфора находились три русских корабля – там были еще фрегат "Штандарт" и бриг "Орфей"; однако, когда обнаружили вышедшую из пролива турецкую эскадру в составе 6 линейных кораблей, 2 фрегатов, 2 корветов, 1 брига, 3 тендеров в бой решили не вступать (что вполне логично), а отступить. Для парусного флота характерно, что каждый корабль имеет свой галс (курс) на котором он развивает наибольший ход, поэтому корабли разделились, и Меркурий остался в одиночестве. И победил!
Не углубляясь в подробности самого боя, отметим, что подобного успеха не было отмечено за всю историю морских сражений – по крайней мере, за 3 тыс. лет, пока существует письменная история.
Позволим себе вспомнить несколько любопытных фактов.
Этот бриг «Меркурий» - не первый в русском флоте, он назван в честь катера, на Балтике одержавшего победу и захватившего 21 мая 1789 года шведский фрегат «Венус».
До Казарского черноморским «Меркурием» командовал Стройников; он за трое суток до описанных выше событий без боя сдал у Босфора турецкой эскадре фрегат «Архангел Рафаил». По стечению обстоятельств Стройников 14 мая находился на борту линкора «Реал-бей»… Турки переименовали «Рафаил» в «Фазли – Аллах» и включили в состав своего флота. А Николай I издал указ – текст лучше процитировать: «Уповая на помощь Всевышнего, пребываю в надежде, что неустрашимый Флот Черноморский, горя желанием смыть бесславие фрегата «Рафаил», не оставит его в руках неприятеля. Но когда он будет возвращен во власть нашу, то, почитая фрегат сей впредь недостойным носить Флаг России и служить наряду с прочими судами нашего флота, повелеваю вам предать оный огню.» Что, кстати, и было выполнено почти четверть века спустя П.С.Нахимовым ходе Синопского сражения 18 ноября 1853 г. Адмирал донес царю: «Воля Вашего Императорского Величества исполнена - фрегат «Рафаил» не существует».
Потери «Меркурия» в ходе боя составили четверо убитых, шесть раненых включая командира, 22 пробоины в корпусе, 133 - в парусах, 16 повреждений в рангоуте, 148 - в такелаже, разбиты все гребные суда. Корабль был награжден георгиевским флагом, отремонтирован и находился в строю до 1957 года, когда был разобран по ветхости.
Экипаж был обласкан и награжден (офицерам – ордена, повышения в чинах, изменения в личных гербах; всему экипажу назначена пожизненная пенсия в размере двойного жалования, рядовому составу прощены матросские штрафы).
По разному сложились судьбы Стройникова и Казарского.
После окончания войны (в сентябре того же года) 48 летний Стройников был разжалован и еще долгие годы служил матросом; он наверняка пережил более молодого (33 летнего) героического командира «Меркурия». Кстати, из 216 матросов бывшего «Рафаила» на родину вернулись лишь 74 – остальные умерли в турецких зинданах.
Капитана 2 ранга Казарского назначили командиром 44-пушечного фрегата "Поспешный", а в начале 1830 года - командиром линейного корабля "Тенедос". В 1831 году за отличие по службе капитан Казарский был произведен в капитаны 1 ранга, был назначен флигель-адъютантом и поступил в полное распоряжение Николая I, став офицером свиты императора. В 1833 году его направили в Николаев для ревизии складов, где его быстренько отравили, добавив в кофе изрядную дозу мышьяка. Воровство и коррупция существовали всегда, особенно среди интендантского сословия и боролись они с порядочными неподкупными людьми «конкретными» способами. Расследование, как обычно, результатов не дало. Похоронили Александра Ивановича Казарского в Николаеве, на городском кладбище у церкви Всех Святых.

[ Гостям не разрешен просмотр вложений ]
Фото могилы Казарского.

На средства, собранные моряками в 1934 был заложен, а в 1839 закончен первый в Севастополе памятник, на котором мы видим надпись: "Казарскому. Потомству в пример". Создан он по проекту А. П. Брюллова – старшего брата знаменитого Карла Брюллова. Он и сегодня стоит на Матросском (бывшем Мичманском) бульваре города.

[ Гостям не разрешен просмотр вложений ]

По указанию Николая I в составе Черноморского флота надлежало иметь корабль, именуемый «Меркурием», «дабы память знаменитых заслуг команды брига «Меркурий» и его никогда во флоте не исчезала а, переходя из рода в род на вечныя времена, служила примером потомству» (теперь видно, откуда надпись на памятнике).

26 января 2001 года Крым потрясла трагедия, унесшая десятки молодых жизней. Поздним вечером, следуя из Стамбула с пассажирами и грузом на борту, потерпело крушение судно «Память Меркурия». Судебные разбирательства по факту катастрофы затянулись на долгие годы. Мнения экспертов и показания капитана «Памяти Меркурия» резко менялись. Виновных, конечно, не нашли. Никто из родственников погибших и чудом выживших не получил ни копейки денежной компенсации от властей Украины.

Бездна смерти

Мы познакомились с Тамарой еще в 2001 году, через пару месяцев после катастрофы «Памяти Меркурия». Совсем молодая девушка, она согласилась в подробностях рассказать о пережитом на диктофон. Кассета с записью, конечно, не сохранилась, но в памяти осталось впечатление от интервью с человеком, заглянувшим в бездну смерти. Тамара была совершенно бесстрастной. Она говорила о том, что пережила, так, словно читала вслух книгу о кораблекрушении. Самым шокирующим моментом беседы стало намерение Тамары Шкрет продолжить челночные рейсы в Турцию, чтобы вернуть взятые в долг деньги, на которые был куплен затонувший товар.

Вы действительно поступили так, как намеривались: поднялись на борт теплохода и отправились в Стамбул?

Да, всё было именно так, - признается Тамара Шкрет. - Конечно, идти в первый после катастрофы рейс было очень страшно. Но у меня не оставалось другого выхода. Вы же помните, что в начале 90-х годов практически весь Крым выживал на челночных рейсах. А добираться в Стамбул на самолете обходилось гораздо дороже, чем по морю. После гибели «Памяти Меркурия» я ходила на «Героях Севастополя». К слову, именно он нашел наш плот после кораблекрушения.

Вспоминая о последнем рейсе «Памяти Меркурия», Тамара Шкрет с полной ответственностью говорит о перегрузе судна. Еще в стамбульском порту оно дало сильную посадку - ниже ватерлинии. Несмотря на это, продолжалась погрузка.

Я уже не помню, кто именно из членов команды кричал, что корабль и так перегружен, требуя прекратить загружать его новыми партиями, но реакции никакой не было, - вспоминает Тамара Шкрет. - Капитана я не видела вообще. Он не отдал никаких распоряжений, и судно загрузили как только могли.

Позднее капитан корабля Леонид Пономаренко давал показания следствию, открытому транспортной прокуратурой. Основные моменты из них попали в СМИ, и Крым узнал, что судно приняло на борт на сто с лишним тонн груза больше, чем предусматривалось нормативными актами. Кроме того, Леонид Пономаренко признался в нарушении маршрута плавания. «Память Меркурия» должна была двигаться вдоль береговой линии, как это предусмотрено для судов ее категории. Однако, видимо желая сократить расстояние, старенький теплоход двинулся напрямик. Эта версия подтверждала невозможность принятия сигнала бедствия от тонущего судна.

Люди за бортом

Всё началось сразу после ужина, - возвращается к пережитому Тамара Шкрет. - Судно начало быстро крениться на бок. Мы с трудом выбегали на палубу из кают. Поднялась паника, но члены команды помогали пассажирам. Автоматически выбросило спасательные плоты. Еще была шлюпка, которая потом перевернулась. Из девяти находящихся в ней человек в живых осталось только трое.

Плот, на котором оказалась Тамара, был переполнен. Люди боялись, что резиновое дно не выдержит и оторвется. Целый день, гребя складными веслами, потерпевшие бедствие пытались догнать второй плот, мелькающий на горизонте. И это им удалось - плот оказался пустым. Его привязали веревкой к переполненному плоту, и часть пассажиров сумела отсесть. Больше суток оба плота болтало в холодной воде. Тамара Шкрет вспоминает, как замерзала в тоненьком спортивном костюме. С тонущего корабля она спрыгнула в дубленке, которая намокла и стала тяжелее самой хозяйки. Ее пришлось снять и выбросить, чтобы хоть немножко уменьшить давление на резиновое дно плота. Спасение пришло с борта судна «Герои Севастополя»: плоты были подняты, а людям, ютившимся на них, оказана первая помощь. Плот, на котором находился капитан «Памяти Меркурия», был обнаружен и поднят спасателями на день позже. Это впоследствии сыграло на руку Леониду Пономаренко. Как уже было сказано, он отказался от собственных показаний, в которых признал и перегруз судна, и его отклонение от правильного курса. Допущенную путаницу событий он оправдал затяжным пребыванием в холодной воде и пошатнувшимся от этого здоровьем.

Молчание в мире

Мы не станем углубляться в экспертные оценки, данные в период с 2001 по 2008 год включительно. Отметим лишь, среди версий гибели явно перегруженной «Памяти Меркурия» присутствовала даже экзотическая - о некоем подводном взрыве! Поскольку доказать ее не получилось, наиболее вероятной признали версию о разрушении металла корпуса судна от длительного срока эксплуатации, превышающего 36 лет. Суд не принял во внимание тот факт, что старый теплоход, принадлежащий ООО «Сата», числился за грузовым портом. Изначально «Память Меркурия» была и вовсе гидрографом. Это уже потом ей нарастили борт и стали перевозить пассажиров. Всё вышесказанное никак не укладывается в нормы права, касающиеся судоходства. Причем не только украинские, но и международные. Однако мировое сообщество, так рьяно сегодня защищающее права «аннексированного» Крыма, за жертв кораблекрушения не вступилось!

Решение Нахимовского районного суда Севастополя, вынесшего оправдательный приговор капитану Леониду Пономаренко, международный скандал не вызвало. Иски членов команды судна, пассажиров и родственников погибших, по которым предусматривалась выплата компенсации в размере 7,6 миллиона гривен, остались не удовлетворенными.

Незадолго до возвращения Крыма в Россию, еще при Украине, мне пришла повестка из Севастополя, где меня приглашали на судебное заседание по делу затонувшей «Памяти Меркурия», - рассказывает Тамара Шкрет. - Я написала отказ от участия в процессе. Просто не захотела снова попасть в этот цирк, устроенный по поводу трагедии. Вера в справедливость у меня пропала.

Надежда была и есть

А если бы сейчас дело «Памяти Меркурия» решили пересмотреть по существу, вы бы согласились дать показания?

Уже долгие годы стараюсь забыть о том, что произошло 26 января 2001 года. Вышла замуж, родила ребенка, но память иногда берет свое. Крен корабля, паника на палубе и холод резинового плота возвращаются в мысли. Да, если бы был шанс добиться справедливости, я бы согласилась рассказать обо всём, что знаю.

Прошло несколько лет с тех пор, как Тамара потеряла последнюю живую ниточку, связывающую ее с трагедией. Оборвалась связь с другом - коком «Памяти Меркурия», который, как и сама Тамара, не простился с морем после катастрофы. Более того, он стал ходить в Африку, где безопасности судов угрожают не только ошибки капитанов, но и вылазки морских пиратов. Видимо, зов моря сильнее чувства страха.

Что касается Тамары Шкрет, то сейчас она ведет самый что ни на есть сухопутный образ жизни. Воспитывает вместе с мужем ребенка и работает в магазине. Рейсы в Стамбул не сделали нашу собеседницу состоятельной бизнес-вумен. У ее семьи нет заводов, домов и пароходов. Тамара не смогла заработать денег на обучение в престижном вузе и получить высокооплачиваемую профессию. И на борту «Памяти Меркурия», и два последующих после катастрофы года на борту уже других, не более надежных судов Тамара Шкрет просто пыталась выжить в смутные годы безвластия и безденежья. Судя по тому, как бодро звучит ее голос, можно сказать, что эта смелая девушка добилась того, чего хотела.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!